987

С детства любимая сказка "Пряхи у проруби" в адаптированном советском варианте обещала компенсировать послушание и трудолюбие материальным благами. Чтобы получить ларец с обеспеченной старостью, надо было намыть и подоить всех коров, подрезать гривы и хвосты у всех коней, вынуть из раскаленной печки весь хлеб и напарить в бане всех детей Яги-Бабы. И эту повестку на сегодняшний день никто не отменял. Кроме вручения ларца. Но речь не о нем, а о пряхах.

Ответа на вопрос, зачем нужно было прясть зимой у проруби, не удалось найти нигде и никогда. В некоторых вариантах сказки упавшие в прорубь веретено или клубочек компенсируются вальком, а прядение полосканием белья, и в этом уже обнаруживается хоть какой-то простой бытовой смысл. Но мы не не станем искать легких путей и пойдем вслед за пряхами, которые в своей аутентичной ипостаси оказываются не так просты и прямодушны, как их адаптированные сестры.

Итак, девушка по имени М., падчерица, трудолюбивая и всем остальным тоже прекрасная героиня южнокарельской сказки, записанной в 1964 году в деревне Ерши Кондопожского района и опубликованной в 1967 году в сборнике "Карельские народные сказки. Южная Карелия". Злою волею пославшей ее мачехи отправляется к проруби прясть плохую кудель, роняет в воду веретено, оказывается на дне водоема, добросовестно выполняет там всю работу и возвращается домой с коровой, лошадью, и "сундук с добром у нее". Мачехе завидно, она посылает к проруби свою родную дочь по имени Л. Л. обращается к М. за советом, и вот что она слышит: "А я как веретено упало да прыгнула в прорубь, встретилось мне стадо коров. Говорят, подои нас. Я их взяла вицей, вицей. И лошадей артель потом. Велели мне гривы подстричь. Я их тоже вицей, вицей. Потом пришла в домик, там женщина ребенка родила, велела баню истопить. Буду я ей баню топить!" В общем, обманула девушка М. девушку Л., а та и поверила, сделала все по инструкции, за что и получила на голову бочку со смолой.

Примерно по такой же сказочной схеме сегодня конкурируют все причастные к сундукам с добром, предпочитая при этом не возвращаться к аутентичным сказкам в процессе сказочного воспитания - должен же кто-то эти сундуки честно и простодушно набивать добром в надежде на пенсионный ларец. Но это уже совсем не сказка.