Путь к детскому двуязычию – реальность в финно-угорском мире

Путь к детскому двуязычию – реальность в финно-угорском мире

В Петрозаводске 20 декабря 2016 года для подведения итогов сотрудничества соберутся участники проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании» из девяти регионов России и Финляндии.

Воспитатели детских садов, методисты, управленцы и общественные активисты из республик Карелия, Коми, Удмуртия, Мордовия, Марий Эл, Пермского края, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского округа и Таймыра соберутся на три дня в карельской столице - Петрозаводске для участия в заключительном семинаре проекта, начавшегося в 2013 году. В проекте участвовало более пятидесяти детских садов разных территорий, объединившихся в сеть по созданию условий двуязычного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее владение исчезающими или находящимися под угрозой исчезновения финно-угорскими языками было основной целью проекта. Максимальное использование финно-угорских языков в детских садах, обучение и поддержка персонала, создание необходимых образовательных программ, привлечение семьи, распространение информации в обществе  о пользе раннего изучения языков и уникальности финно-угорских языков  стали задачами проекта. Одним из результатов стало то, что в тех детских садах, которые участвовали в реализации российско-финляндского проекта, языки стали использоваться увереннее, в большем количестве, методы работы с детьми стали более творческими и актуальными. Исследования, проведенные в рамках проекта, показали, что интерес родителей повышается, семьи становятся готовыми к языковому образованию и воспитанию своих детей, появляется всё больше родителей, готовых изучать финно-угорские языки и использовать их дома. Проблемой из года в год становится всё более слабеющая языковая компетенция воспитателей, работающих с детьми, тогда как в организации языкового погружения для детей важен язык в его естественном звучании. Финно-угорскими языками хорошо владеют женщины-воспитатели более старшего возраста, зато молодые специалисты в свою очередь владеют разными инновациями. Задачей на будущее в финно-угорском сотрудничестве могли бы стать проекты по передаче языка от старшего поколения к среднему и младшему.

В Петрозаводске участники семинара поделятся опытом, посетят детский сад «Lumikello», где организовано языковое погружение, заслушают лекции по актуальным вопросам детского двуязычия, увидят выступление кукольного театра на карельском языке, работу семейного языкового вечернего клуба.

По итогам реализации проекта Обществом «Финляндия – Россия» и типографией Хельсинского университета «Unigrafia» издается сборник «Возвращение к двуязычию в детских садах России: опыт регионов», в котором представлены практики не только финно-угорских регионов, но и Татарстана, Сахалина, Республики Саха (Якутия), Томска и Саратова, а также Финляндии. Материалы сборника размещены на сайте проекта http://finnougr-dou.org/.

Наталья Антонова, координатор Проекта, Республика Карелия

 


НАЖМИТЕ ENTER ДЛЯ ПОИСКА