Новости финского образования

© О. А. Храмцова, методист Центра этнокультурного образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования»

25.8.2016.

Реформа основной финской школы.

1.Ключевые моменты нового учебного плана.

1 августа 2016 года 1-6 классы основной девятилетней финской школы перешли на новый учебный план, для 7-9 классов предусмотрен поэтапный переход в течение последующих трёх лет. Документ под названием ”Perusopetuksen  opetussuunnitelman  perusteet”[1] («Базовые положения учебного плана основного образования») предусматривает ряд нововведений, которые призваны в корне изменить существующие подходы к организации учебного процесса, а также кардинальным образом повлиять на взаимоотношения в системе «учитель-ученик».

Одним из ключевых моментов в содержании нового учебного плана является положение о необходимости «учиться учиться» – oppimaan oppiminen, которое подразумевает под собой приобретение в ходе учебного процесса совокупности знаний, умений, установок и представлений, позволяющих не только получать и обрабатывать новую информацию, но и отвечать на вызовы, предлагаемые информационным потоком.[2] Это своего рода выработка у обучающегося готовности к продолжению продуктивной деятельности даже в тех случаях, когда она несёт в себе определенные сложности, а также формирование у него способности преодолевать трудности и справляться с эмоциональным дискомфортом, провоцируемым неизбежными в познавательном процессе неудачами. Уметь учиться – это умение получать удовольствие от учебы, связанных с ней открытий и личных достижений.

Помимо умения учиться, новый учебный план предполагает формирование у финских школьников целой совокупности умений полифункционального и практико-ориентированного характера, необходимых для реальной жизни, т.н. laaja-alainen osaaminen.[3] Учебный процесс должен способствовать в т.ч. достижению такого уровня культурной осведомлённости, kulttuurinen osaaminen, которая позволит школьнику выстраивать учебные взаимоотношения в поликультурной учебной среде, преодолевать границы привычной монокультурной повседневности. Для решения соответствующих задач школам предлагается применять практику формирования разновозрастных, разнонациональных, разноязычных групп для разработки исследовательских проектов, проведения мероприятий и т.д. ”Koulussa ollaan me” – «в школе есть мы»[4], т.е. в школе нет места дискриминации, дистанцированности, обусловленным культурными различиями учеников.

Успешность учебной деятельности школьника во многом обусловлена сформированностью у него умений взаимодействия с одноклассниками, учителями, родителями и т.д., а также развитыми способностями самовыражения, прежде всего вербальными средствами – vuorovaikutus ja ilmaisu. Обучающиеся должны усваивать модели конструктивного взаимодействия с окружающими, с этой целью они вовлекаются не только в общешкольные мероприятия, но и в муниципальные общегражданские инициативы, предусматривающие проведение различных благотворительных акций и т.д.[5] Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции финским школьникам предлагается участие в международных программах, в т.ч. в программе Европейского Союза Erasmus+, направленной на поддержку сотрудничества в области образования в период с 2014 по 2020 гг.[6]

Согласно базовым положениям нового учебного плана, к концу обучения финский школьник должен уметь позаботиться о себе и своём здоровье, а также об окружающей среде – itsestä huolehtiminen ja arjen taidot. Например, план школы Раума, разработанный с учётом современных требований, предполагает освоение в 1-2 классах основ безопасного использования бытовых приборов, эффективного расходования денежных средств, оказания первой медицинской помощи, а также потребительской культуры, основанной на принципах устойчивого развития и т.п.[7]

Необходимым качеством выпускника основной школы должна стать т.н. мультиграмотность – monilukutaito, которая понимается как совокупность медиаграмотности, функциональной грамотности, технологической грамотности, информационной грамотности и т.д. Мультиграмотность позволяет не только осуществлять поиск информации, анализировать и критически оценивать её, но и создавать и транслировать собственные мультимодальные тексты с помощью различных информационно-коммуникационных технологий.[8]

Владение информационно-коммуникационными технологиями, tieto- ja viestintäteknologinen osaaminen, становится обязательным уже на самых ранних этапах обучения. ИКТ являются не только объектом познавательной деятельности, но и её инструментом.[9] Новый учебный план включает в себя основы программирования, которые будут изучаться в рамках предметной области «Математика», а также, по возможности, при изучении других дисциплин. Разработчики учебного плана руководствовались относительно включения т.н. кодирования, koodaus, и программирования, ohjelmointi, в школьную программу следующим положением: коэффициент «запрограммированности» современного мира при помощи различных технологий постоянно повышается, при этом дефицит специалистов в соответствующей области возрастает. Так, к 2020 году мировая потребность в программистах составит 4,4 млн., и будет покрыта только на треть, Финляндия к указанному моменту ощутит нехватку 17 000 соответствующих специалистов.[10] Финны не видят выхода в международном аутсорсинге данной отрасли интеллектуального производства, они считают, что разработка программного обеспечения и его экспорт должны стать основой национальной экономики. Владение элементарными навыками программирования имеет и другие положительные стороны, к примеру, даёт возможность контроля качества работы со стороны заказчика программного ресурса, что будет необходимо многим выпускникам финской школы, нацеленным на реализацию в будущем собственных бизнес-проектов.

Työelätaidot ja yrittäjyys, навыки трудовой жизни и предпринимательство – следующая составляющая нового учебного плана. Данные области не претворяются в отдельные учебные дисциплины, соответствующая информация распределяется между различными предметами, а также затрагивают внеурочную деятельность. Обучающиеся обязательно знакомятся с производственной сферой территории своего проживания, ее экономическими возможностями в плане трудоустройства в государственном секторе или создания собственного предприятия. Для школьников проводятся различные экскурсии, организуются производственные практики и т.п., позволяющие не только сориентироваться в плане выбора будущей профессии, но и осознать степень сформированности собственной коммуникативной компетенции – практика предполагает участие в различных ситуациях общения, приближенных к реалиям трудовой жизни.[11] Также в новом учебном плане сохранилась специальная дисциплина – oppilaanohjaus, предполагающая проведение профориентационной работы с обучающимися 7-9 классов.

Выпускник финской основной школы должен быть готов к участию в процессе разработки и принятия решений по кардинальным проблемам гражданского общества, а также в построении будущего с позиций устойчивого развития – osallistuminen, vaikuttaminen ja kestän tulevaisuuden rakentaminen. Гражданское соучастие - центральная идея современного финского общества, определяется как добровольное проявление на осознанном уровне гражданской инициативы по изменению, улучшению или перестройке условий общественной жизни. Формирование необходимой гражданской культуры, приобретение обучающимися соответствующих ценностно-оценочных ориентаций и социальных интересов – одна из задач современной финской школы.[12]

Достижение перечисленных выше результатов предполагает своего рода революционные изменения в системе взаимоотношений «учитель-ученик». Школьное сообщество определяется в новом учебном плане как oppiva yhteisö – букв. «учащееся или обучающееся сообщество», что предполагает участие в познавательном процессе не только учеников, но и учителей.[13] Учитель учится и познает окружающий мир вместе с учениками, он принимает на себя роль руководителя исследовательской учебной группы и меняет место своей традиционной дислокации – перемещается из-за учительского стола в класс, вливается в детский коллектив как направляющее начало и помощник в познавательном процессе. Обучающееся сообщество не замыкается в рамках конкретной аудитории, и даже школы – оно активно использует все предлагаемые муниципалитетом образовательные ресурсы. Подобная учебная среда отличается высокой степенью мобильности: классы и группы объединяются, урок могут вести несколько учителей одновременно, часть обучающих функций делегируется ученикам, способным организовать учебную работу в группе одноклассников и т.д. – широко используются возможности т.н. vertaisopetus или обучения равных равными.[14]

Любой результат, в т.ч. учебной деятельности, может быть измерен. Новый учебный план предусматривает существенные изменения в системе измерения и оценивания достижений обучающихся. Базовое положение, которым должны теперь руководствоваться учителя – arvostella oppimista, ei oppilasta (букв. «оценивать результаты учёбы, а не ученика»). До 7 класса рекомендуется осуществлять словесное оценивание степени развития учебных знаний, навыков и умений обучающихся, в 8-9 классах выставляются оценки. Словесное оценивание предполагает не только обозначение степени успеха ученика в том или ином виде деятельности, но и подробное описание того, в чём он успешен, а в чём нет. Подобный вид оценки позволит самому ученику, а также его родителям лучше понять, в каком объёме усвоены необходимые знания и над чем следует ещё поработать.[15] Положительные отзывы о достижениях ребёнка должны преобладать на начальной ступени обучения – aikaisempaa enemmän myönteistä palautetta.

Положительная оценка способствует повышению мотивации ребёнка к учёбе, но он также должен быть готов к восприятию конструктивной критики в свой адрес, к эмоциональному преодолению неуспеха. С этой целью в новом учебном плане особое внимание уделяется выработке умений выражать свои чувства, управлять ими, принимать во внимание чувства других и т.п. – tunnetaidot. Такими же умениями, безусловно, должны обладать и учителя, для которых разрабатываются специальные программы повышения квалификации, нацеленные на выработку установки kuulluksi tuleminen on paras tapa saada oppilas osallistumaan (букв. «лучший способ вовлечь ученика в учебный процесс – это услышать его»).[16]

2. Содержание учебного процесса.

Согласно новому учебному плану, в 1 классе основной финской школы обязательному изучению подлежат следующие предметы: äidinkieli ja kirjallisuus – родной язык и литература, matematiikka – математика, ympäristöoppi – окружающая среда, uskonto / elänkatsomus – религия / мировоззрение, musiikki – музыка, kuvataide – изобразительное искусство, sityö – ручной труд, liikunta – физкультура.[17]  

Со 2 класса начинается изучение первого иностранного языка, A1-kieli, как правило, это английский язык. Второй отечественный язык (для финнов – шведский, для шведов – финский), toinen kotimainen kieli или B1-kieli, изучается теперь с 6 класса (ранее изучение начиналось в 7 классе). Первый и второй языки являются обязательными. С четвертого класса школьники могут начинать изучение третьего языка, A2-kieli, а с 7 класса – четвёртого языка, B2-kieli. Третий и четвертый языки не являются обязательными и изучаются по желанию. Кроме английского и шведского языков, финские школьники имеют возможность изучать немецкий, французский, испанский  и русский языки.[18] С 2016 года у выпускников основной школы, продолжающих получение образования в лицее, появилась возможность изучать в качестве иностранного языка B3-kieli также китайский, японский и арабский языки.[19]

В 4 классе финские школьники приступают к изучению истории и обществознания – historia ja yhteiskuntaoppi. Биология и география, химия и физика, здоровьесбережение, домоводство (biologia ja maantieto, fysiikka ja kemia, terveystieto, kotitalous) изучаются в 7-9 классах как обязательные предметы. Часть учебного материала из курсов биологии, географии, химии и физики изучается в 1-6 классе в рамках учебного предмета ympäristöoppi, окружающая среда.

В 3-6 классах начинается изучение предметов по выбору – valinnaisaineet. Чаще всего, это углублённые курсы родного языка и литературы, математики, окружающей среды, физкультуры, музыки, изобразительного искусства, ручного труда или иностранного языка A2-kieli. Основная цель углублённого изучения предмета – повысить мотивацию школьников. К примеру, углублённое изучение математики в 3-6 классах предполагает изучении шифров и тайнописи, решение задач на сообразительность, математические игры и т.п. На дополнительных занятиях по родному языку и литературе обучающиеся осваивают азы драматического искусства, создают свои информационные ресурсы (газеты, журналы) и т.д.[20]

Со 2 по 9 класс предполагается ежегодная реализация части учебного плана по системе monialainen kokonaisuus.[21] Буквально термин monialainen kokonaisuus переводится как «многообластное единство, мультидисциплинарное единство, совокупность знаний по различным областям и т.д.». В основе подхода к организации учебного процесса по системе monialainen kokonaisuus лежит понятие явления – ilmiö. Обучающиеся в исследовательском сотворчестве с учителями, а также привлекаемыми внешкольными специалистами, рассматривают определённое явление окружающей их действительности с различных точек зрения и устанавливают взаимосвязи между полученной из разных источников информацией. Например, причины глобального изменения климата можно рассматривать в старших классах с точки зрения естественно-математических наук (биологии, химии, физики, математики), способы предотвращения негативных последствий глобального потепления можно обсуждать на уроках домоводства, влияние глобальных климатических изменений на благосостояние человека – на занятиях по здоровьесбережению. Описание полученных в ходе наблюдений и экспериментов результатов потребует от обучающегося также владения необходимыми языковыми средствами, а также языком потенциальной аудитории, в т.ч. иностранной.[22]

3. Лучшие практики финского образования, поддерживающие реализацию нового учебного плана.

Yrityskylä – Предпринимательская деревня. [23] Проект бюро Taloudellinen tiedotustoimisto TAT, нацеленный на ознакомление школьников 6 и 9 классов финской школы с основами предпринимательской деятельности, национальной и мировой экономики и т.д. Шестиклассникам предлагается игровая образовательная программа, в рамках которой они становятся жителями небольшого городка, занимаются выбранной профессией, получают заработную плату и участвуют в различных формах муниципального управления. Девятиклассники, в свою очередь, играют в мировую экономику, конкурируя командами за ведущие позиции на мировом рынке. На Всемирном инновационном саммите по образованию WISE 2014, который проходил в столице Катара Дохе, данный проект был признан лучшей школьной образовательной инновацией в мире.[24] Интересен также тот факт, что на саммите WISE 2015 внимание мировой общественности привлекли предпринимательские образовательные программы для студентов и взрослых Tiimiakatemia из финского города Ювяскюля.[25]

Ilmiöpohjainen koulu – школа, в основу образовательной деятельности которой была положена идея «обучения на базе явлений», ilmiöpohjainen oppiminen. Данная педагогическая модель предусматривает отказ от деконтекстуализации содержания образования, т.е. раздельного изучения учебных дисциплин вне их взаимосвязи и связи с явлениями реальной жизни, и основывается на горизонтальной междисциплинарной интеграции. «Изучение явлений» реальной жизни в учебном процессе становится настоящим трендом финской общеобразовательной школы, в г. Хельсинки 12 школ и лицеев уже несколько лет работают по соответствующей учебной программе.  В этих учебных заведениях роль учителя заключается, главным образом, в выборе направления познавательной деятельности. Поиск необходимого учебного материала, его систематизация, анализ и презентация на уроке осуществляются самими обучающимися. Например, в школе Вийки изучаемое явление «Европейский Союз» позволяет синтезировать знания по таким предметам, как история, география, английский язык.[26] Некоторые иностранные средства массовой информации поспешили заявить о том, что финская школа вообще намерена отказаться в ближайшем будущем от изучения отдельных предметов, однако, это не так. На современном этапе учебный план 1-9 классов основной школы предполагает изучение только одного информационного блока в формате monialainen kokonaisuus (т.н. «мультидисциплинарное единство») в течение учебного года. Методическая поддержка финских учителей, работающих по соответствующей системе, осуществляется путем организации курсов повышения квалификации, а также создания электронной базы данных Menetelmäpankki («Методический банк» или «Банк методик»).[27]

ePortfolio-koulu – школы с применением электронного портфолио ученика. Переход на новую систему оценивания достижений обучающихся совпал с периодом активного внедрения в школьное образование Финляндии коммуникационно-информационных технологий, т.н. digiloikka – «электронным прыжком». Несколько начальных школ г. Хельсинки включились в муниципальный проект по переходу на электронное портфолио, включающее два раздела: учебные материалы и портфель достижений обучающихся. Все школьники получили бесплатные интернет-планшеты iPad и доступ к облачному сервису Google Drive. Благодаря современным технологиям в экспериментальных школах создана электронная учебная среда, позволяющая в режиме реального времени получать необходимую информацию, обрабатывать её и транслировать результаты своих исследовательских и др. проектов через Интернет.[28]  В некоторых финских школах для создания электронного портфолио используется бесплатная система с учебным персонализированным контентом Mahara.[29]

Oppikirjaton koulu – школа без учебников. Ряд школ г. Хельсинки включился в четырёхлетний эксперимент по использованию электронных учебных материалов. Руководство школы подписывает договор на получение необходимой техники, в т.ч. бесплатных интернет-планшетов iPad и программного обеспечения, и одновременно принимает на себя обязательства не закупать в течение определенного времени бумажные учебники.[30] В некоторых финских школах на обучение без бумажных учебников переходят отдельные учителя-предметники, например, учителя математики.[31] По мнению преподавателей, электронный контент, в отличие от бумажного, является мобильным и избирательным, поскольку не диктует необходимости изучать весь материал «от корки до корки», а позволяет отбирать его в соответствии с учебной задачей.

Luokaton koulu – школа без деления учеников на классы. При проведении соответствующего эксперимента ученики 1-2 классов и 3-6 классов объединяются в плане разработки индивидуальных учебных маршрутов обучающихся, а также участия в работе разновозрастных исследовательских учебных групп, при проведении мероприятий и т.д. По системе luokaton koulu работает школа Пиилааксо, в которой соответствующим образом перераспределен учительский функционал и введена система отслеживания достижений обучающихся. Из учителей формируются, по мере необходимости, группы тьюторов для проведения совместных занятий, один урок одновременно могут вести несколько преподавателей. Все результаты учеников заносятся в т.н. «Годовую книгу», Vuosikirja, в которой фиксируется то, что ученик успел освоить за год, а не то, что он должен был освоить.[32]

Luokkahuoneeton koulu – школа без учебных классов, аудиторий. В 2016 году в финском городе Хямеэнлинна началось строительство школы района Нумми. Школу планируют построить в 2018 году и, согласно проекту, она будет отличаться от современных школ кардинальным образом. Это будет своего рода многофункциональное здание, предназначенное для организации работы обучающихся в малых и больших группах, а также для проведения индивидуальной работы с учениками и массовых молодежных мероприятий. Вместо набора стандартных помещений, предназначенных для работы с классом, архитекторы и дизайнеры предложили систему учебных площадок, которые легко трансформируются с учетом потребностей текущего учебного момента. Кроме того, новая система организации учебной среды позволит использовать здание в вечернее время для внеурочной деятельности, расширит предложение досуговых форм работы с молодежью и т.д. Специалисты подсчитали, что эффективность использования имеющихся школьных зданий на сегодняшний день составляет всего 20%, поскольку стандартное пространство школьного класса не позволяет использовать его для иных целей, кроме учебных. Школа будущего в Нумми решает эти проблемы. Стоимость проекта составляет 26 млн. евро.[33]

Pulpetiton koulu – школа без парт. Помимо отказа от традиционных учебных аудиторий планируется постепенный переход на использование более мобильных, по сравнению со школьными партами, моделей учебной мебели.[34] В первую очередь, это разнообразные комплекты-трансформеры, позволяющие за короткое время изменить распределение мест и учебных ролей в учебном пространстве. Кроме того, специальная мебель даёт возможность повысить уровень комфортности учебных помещений, для отдыха и индивидуальной работы используется мягкая мебель и т.д.[35]

Kouluton koulu – школа без школы. В настоящее время идея обучения школьников вне школы реализуется частично за счет вынесения ряда занятий за пределы школьного здания. Как правило, в качестве учебного пространства используются помещения библиотек, культурных и спортивных центров, детских исследовательских центров типа Heureka и т.д.[36]

В настоящее время в Финляндии проходит также реформа дошкольного образования с введением нового учебного плана в 2017 году.[37] Серьезные изменения планируются и в системе профессионального образования. В 2016 году в стране был объявлен конкурс Ammatillisen koulutuksen parhaat käytännöt («Лучшие практики профессионального образования»), итоги которого будут подведены на специальном семинаре в Хельсинки 10.-11.10.2016.[38]

Источники информации:

[1] Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014 // Suomen Opetushallitus, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf

[2] Mitä on oppimaan oppiminen // Koulutuksen arviointikeskus, Helsingin yliopisto [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.helsinki.fi/cea/fin/Oppimaan_oppiminen/Oppimaan_oppimisen_arviointi/Mita_on_opi_opi.html

[3] Laaja-alainen osaaminen // Suomen Opetushallitus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/165207_laajaalainen_osaaminen_juliste.pdf

[4] Aalto, Maija ”Kouluissa on kesän aikana tehty vallankumous – mitä uudesta opetussuunnitelmasta pitäisi ymmärtää?” // HELSINGIN SANOMAT, KAUPUNKI 6.8.2016.

[5] Vuorovaikutus ja ilmaisu // L2 Ikaalisten opetussuunnitelmassa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://peda.net/ikaalinen/ops2016/7vm/kvjil

[6] Erasmus+ yleissivistävälle koulutukselle // CIMO. Ohjelmat [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cimo.fi/ohjelmat/erasmusplus/yleissivistavalle_koulutukselle

[7] Rauman normaalikoulun opetussuunnitelma 2014 Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteiden mukaan (1.8.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raumannorssi.fi/userfiles/downloads/3c%20%20LUKU%203%20L3%20Itsestä%20huoleht%20ja%20arjen%20taidot.pdf

[8] Monilukutaito // Tieteen termipankki [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tieteentermipankki.fi/wiki/Kielitiede:monilukutaito

[9] L5 Tieto- ja viestintäteknologinen osaaminen // Joensuun normaalikoulu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://peda.net/jyu/normaalikoulu/ops/luku3/telaol/tjvol

[10] Miten ohjelmointia opetetaan? // Koodi2016:n verkkoversio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koodi2016.fi/opetus.html

[11] L6 Työelämätaidot ja yrittäjyys // Jyväskylän normaalikoulu [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://peda.net/jyu/normaalikoulu/ops/luku3/telaol/tojttol   

[12] L7 - Osallistuminen, vaikuttaminen ja kestävän tulevaisuuden rakentaminen // Huittisten perusopetuksen opetussuunnitelmapohja lukuvuodelle 2016-2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://peda.net/huittinen/ops-2016/ol/l3ptjtl/telaol/ovjvl

[13] Toimintakulttuurin kehittämistä ohjaavat periaatteet // OPS 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://snor.fi/ops/4-yhtenaisen-perusopetuksen-toimintakulttuuri/toimintakulttuurin-kehittamista-ohjaavat-periaatteet/

[14] Oppilaat vertaisopettajina lukion liikunnan hiphop-tunneilla // 24. Monet pedagogiikat? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jyu.fi/edu/kasvatustieteen-paivat-2013/rinnakkaiset-teemaryhmat-symposiumit-ja-tyopajat/rinnakkaiset-teemaryhmat/25.-monet-pedagogiikat

[15] Uusi oppiminen tuli kouluihin – 7 vinkkiä kotiväelle  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yle.fi/aihe/artikkeli/2016/08/17/uusi-oppiminen-tuli-kouluihin-7-vinkkia-kotivaelle

[16] Paaso, Marika ”Ei enää pelkoa ja häpeää – liikunnanopetuksessa satsataan yhä enemmän tunnetaitoihin.” – YLE Kotimaa 22.8.2016 klo 19:25

[17] Perusopetuksen tuntijako. Valtioneuvoston asetus 28.6.2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minedu.fi/export/sites/default/OPM/Koulutus/koulutuspolitiikka/vireilla_koulutus/perusopetus/liitteet/asetusehdotus_1_2.pdf

[18] Tiedote 3.-luokkalaisten huoltajille Vapaaehtoisen A2-kielen valitseminen. Turun kaupungin sivistystoimiala [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.turku.fi/sites/default/files/atoms/files//a2-kielivalintaesite_2016_uusi_ops.pdf

[19] Kantola, Karoliina ”Kiina, japani ja arabia opetussuunnitelmaan: Lukion arabian kurssi täyttyi heti.” – YLE Kotimaa 7.8.2016.

[20] OPS 2016 Alakoulun valinnaiset aineet Kiviniemen ja Takkurannan koulujen valinnaisaineet sekä ohjeet valinnan suorittamiseen Wilmassa lukuvuotta 2016-2017 varten [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ouka.fi/c/document_library/get_file?uuid=f9242ad5-ad3c-4a88-b512-d8b6a0b359c3&groupId=491571

[21] Tiessalo, Paula ”Peruskoulun uusi opetussuunnitelma voimaan – näin lapsesi koulu muuttuu.” – YLE Kotimaa 9.8.2016.

[22] Monialaista ilmasto-oppimista [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://openilmasto-opas.fi/monialainen-oppiminen/

[23] Yrityskylä. TAT [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yrityskyla.fi

[24] Yrityskylä niitti maailmanmainetta WISE Summitissa Dohassa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yrityskyla.fi/yrityskyla-niitti-maailmanmainetta-wise-summitissa-dohassa/

[25] Tiimiakatemia [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.tiimiakatemia.fi/fi

[26] Ranta, Elina ”Koulussa ei kohta opiskella oppiaineita vaan ”ilmiöitä” // Ilta-Sanomat, 25.3.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.iltasanomat.fi/kotimaa/art-2000000898704.html

[27] Menetelmäpankki. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.valtikka.fi/ohjaajille/menetelmapankki

[28] Ei vain mobiilisti, vaan Santamobiilisti //16.3.2016 Helsingin opetusvirasto [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://helsinginopetusvirasto.koulublogit.fi/2016/03/16/ei-vain-mobiilisti-vaan-santamobiilisti/  

[29] Mahara – веб-приложение для построения электронных портфолио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web-in-learning.blogspot.ru/2011/07/mahara.html

[30] Silander, Pasi Digitalisaatio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hoay.fi/wp-content/uploads/2016/03/silander_slides_digitalisaatio_luonnos.pdf

[31] Oppikirjaton matematiikan opetus: murtoluku-jakso // Hyvät käytännöt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hyvatkaytannot.oph.fi/kaytanto/1519/

[32] Poikkis news: Rehtorin kevätviesti // Hyvät käytännöt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poikkilaakso.koulublogit.fi/2016/06/06/poikkis-news-rehtorin-kevatviesti/

[33] Ruonaniemi, Antti ”Kouluopetuksen suurin uudistus jälkeen peruskoulun – turhat seinät pois ja opetuksesta oppimiseen” // YLE Hämeenlinna 10.3.2016.

[34] Koulu kaipaa tuuletusta // MARJA HEIKKILÄ TEKSTI / JUSSI VIERIMAA KUVATOPETTAJA 36/2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opettaja.fi/cs/Satellite?c=Page&pagename=OpettajaLehti%2FPage%2Fjuttusivu&cid=1351276519632&juttuID=1398856952711

[35] PULPETITON LUOKKA // Parhaat työympäristöt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.martela.fi/pulpetiton-luokka

[36] 60 koulua kehittää uudenlaista oppimista // Helsingin kaupunki. Uutiset 01.04.2016  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hel.fi/www/uutiset/fi/opetusvirasto/60-koulua-kehittaa-uudenlaista-oppimista

[37] VASU2017 – varhaiskasvatussuunnitelman perusteiden uudistaminen [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/saadokset_ja_ohjeet/opetussuunnitelmien_ja_tutkintojen_perusteet/varhaiskasvatus

[38] Ammatillisen koulutuksen parhaat käytännöt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oph.etapahtuma.fi/Default.aspx?tabid=531&&id=1836

 

Последнее изменение Четверг, 25 августа 2016 14:34

НАЖМИТЕ ENTER ДЛЯ ПОИСКА